+7(916)625-22-40

e-mail для работодателей: client@mir-job.ru

e-mail для соискателей: resume@mir-job.ru

Новости

Последние изменения в миграционном законодательстве. За какие нарушения увеличится ответственность

16 июля 2013 г.

Последние изменения в миграционном законодательстве. За какие нарушения увеличится ответственность

Трудоустраивая иностранцев, компания возлагает на себя обязанности по исполнению норм не только трудового, но и миграционного законодательства. Порядок привлечения иностранных работников требует от работодателя соблюдения большого числа формальностей, в частности по уведомлению государственных органов в строго отведенные сроки. Неисполнение подобных требований чревато серьезными штрафами для компании. В настоящее время наблюдаются тенденции увеличения количества привлечений к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, а также ужесточение контроля за его соблюдением. Знание последних новел касательно трудовой деятельности иностранцев на территории России избавит компанию от многих нежелательных последствий.

Иностранные работники будут сдавать экзамен по русскому языку


07.05.2012 Президент РФ подписал Указ № 602 «Об обеспечении межнационального согласия». Данным указом Правительству РФ совместно с органами государственной власти субъектов РФ было поручено обеспечить к ноябрю 2012 года введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России, основам законодательства РФ для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов, а также подготовить предложения по предупреждению межнациональных конфликтов. Таким образом, высококвалифицированные специалисты будут освобождены от необходимости сдавать экзамен на знание русского языка. Как отметил руководитель Федеральной миграционной службы России К. О. Ромодановский, предполагается, что требование о сдаче экзамена должно начать работать с 2013 года.

Ответственность за нарушение миграционного законодательства будет увеличена


По поручению Президента РФ ФМС России разработала законопроект, усиливающий уголовную и административную ответственность за нарушение миграционного законодательства. В частности, планируется увеличить срок лишения свободы за совершение преступлений, связанных с незаконной миграцией, с 2 до 5 лет. А если при этом есть отягчающие обстоятельства, санкция возрастает с 5 до 10 лет лишения свободы. Важное предложение касается иностранных граждан, въехавших на территорию России до истечения срока ограничения права на такой въезд. Пока еще их подвергают административному выдворению, депортации или передают иностранному государству в соответствии с международными договорами России о реадмиссии. Но когда предложения миграционной службы будут приняты, этих нарушителей можно будет привлечь к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Законопроект предлагает привлекать к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии, самовольно оставивших места, предназначенные для их содержания до исполнения вынесенных решений. За такое нарушение можно получить наказание в виде принудительных работ на срок до 2 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев, либо лишения свободы на срок до 2 лет. А чтобы нарушители законодательства подольше не пересекали границу Российской Федерации, законопроектом предполагается увеличить срок запрета на въезд на нашу территорию с 5 до 10 лет. Авторы законопроекта предложили внести изменения и в некоторые статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях. Речь идет о введении административной ответственности за повторность совершения иностранными гражданами правонарушений. Одновременно усиливается административная ответственность и работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан с нарушением законодательства, в том числе незаконных мигрантов. Кроме того, ФМС России предложила внести изменения в ст. 322 Уголовного кодекса РФ и законодательно увеличить срок отбывания наказания за организацию незаконной миграции с 2 лет, существующих на сегодняшний день, до 10 лет лишения свободы.

При смене работодателя иностранцу придется выехать за пределы России


Важным изменением в регламенте работы миграционной службы является тот факт, что в настоящее время отсутствует возможность переоформления рабочей визы иностранным гражданам, переходящим на работу к другому работодателю, без выезда из Российской Федерации. По ранее существовавшей практике, в случае если иностранный гражданин, осуществлявший трудовую деятельность в России, менял своего работодателя, была возможность переоформить ему новую рабочую визу от нового работодателя. Соответственно, как только новый работодатель получал для работника разрешение на работу, у него было основание подачи запроса на оформление рабочей визы от его имени. При этом виза от имени предыдущего работодателя подлежала аннуляции. Данное обстоятельство позволяло работнику при смене работодателя избежать необходимости выезда за пределы России с целью переоформления визы. По ныне существующей практике при смене работодателя работнику придется выехать за пределы Российской Федерации, а новому работодателю необходимо заново оформлять приглашение для получения однократной рабочей визы. Исключение составляют иностранные граждане, меняющие свой статус на высококвалифицированных специалистов. Помимо этого, изменения внесены в процедуру постановки на миграционный учет иностранных граждан в УФМС России по г. Москве. Так, с сентября 2012 года на миграционный учет может ставить своих иностранных граждан только та организация, которая аккредитована при УФМС России по г. Москве. Организации, у которых нет аккредитации, могут оформлять постановку на миграционный учет в местных отделениях УФМС по адресу регистрации.

С января 2013 года безвизовые иностранцы подлежат обязательной дактилоскопии


С 1 января 2013 года вступает в силу п. 4.6 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, который предусматривает, что иностранные граждане, прибывающие из стран, с которыми у Российской Федерации безвизовый порядок въезда, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации при оформлении разрешений на работу, разрешений на временное проживание и вида на жительство. Дактилоскопическая регистрация – это получение, учет, хранение, классификация и выдача информации об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека. Для граждан РФ дактилоскопия является добровольной, кроме военных лиц, сотрудников силовых ведомств и специалистов, работа которых связана с повышенным риском для жизни. Отметим, что база данных с отпечатками пальцев необходима не только для борьбы с преступностью. Зачастую у трудовых мигрантов, в основном пребывающих из безвизовых стран, документы изымают работодатели, или, например, документы были утеряны. Для покупки билета с целью возвращения на родину требуется свидетельство о возвращении, для оформления которого нужно установить личность иностранного лица. На практике же на такие письменные запросы государства гражданства иностранных лиц отвечают длительное время, что вынуждает иностранного мигранта нелегально временно пребывать на территории России.

Компания вправе оформить для граждан Республики Корея разрешение на работу без учета квот


С 01 января 2012 года вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства. Данное соглашение было ратифицировано Федеральным законом от 19.10.2011 № 275-ФЗ. Положения Соглашения применяются ко всей территории Российской Федерации, за исключением территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам, в соответствии с законодательством РФ, требуется специальное разрешение. Данный документ регулирует вопросы трудовой деятельности российских граждан, временно работающих на территории Республики Корея, и граждан Республики Корея, временно работающих на территории РФ, с целью упрощения порядка осуществления ими трудовой деятельности. Так, определены отдельные категории граждан (работники представительств, работники одной группы компаний, руководители предприятий, являющиеся гражданами одной стороны и осуществляющие трудовую деятельность на территории другой стороны и др.), для которых оформление разрешения на работу осуществляется вне установленных квот. В связи с этим, заключение о целесообразности привлечения и использования рабочей силы не требуется. Однако работодателю по-прежнему необходимо получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Работодатели при оформлении разрешений на работу гражданам Республики Корея должны будут предоставлять гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения работников этого государства на период их пребывания в Российской Федерации. Срок действия визы может быть продлен без выезда за пределы РФ на срок действия заключенного трудового договора, но не более чем на 3 года.

Для граждан Франции работодатель может сразу оформить годовую рабочую визу


Одно из важных изменений касается возможности оформления приглашения на въезд по годовой рабочей визе для граждан Франции, которые получили разрешение на работу на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства (Рамбуйе, 27 ноября 2009 г.), вступившего в силу с 01.03.2011. По общему правилу иностранные граждане, получающие разрешение на работу в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов), въезжают в нашу страну сначала по однократной рабочей визе, срок действия которой не превышает 90 дней. Затем после въезда по данной однократной рабочей визе, уже здесь конвертируют визу в многократную сроком действия до даты окончания срока действия разрешения на работу. Данная преференция установлена только для французских граждан, оформляющих разрешение на работу на основании соглашения, что позволяет значительно упростить въезд в Российскую Федерацию по рабочей визе, не совершая дополнительных действий по конвертации визы. Необходимо также отметить, что на основании вышеуказанного соглашения, граждане Франции имеют возможность оформить разрешение на работу без учета квот и без получения заключения Центра занятости о необходимости привлечения на работу иностранного специалиста. Кроме того, разрешение на работу оформляется в укороченный срок (не более 30 дней) в отличие от длительного порядка оформления разрешений на работу для иных иностранных граждан (до 3-х месяцев) за исключением ВКС.

Принята Концепция государственной миграционной политики РФ


13 июня 2012 года Президент РФ утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция развития государственной миграционной политики разрабатывалась более 7 лет. Она направлена на совершенствование и полное изменение нынешней миграционной модели. Текущее миграционное законодательство не в полной мере соответствует нынешним и будущим потребностям экономического и социального развития нашей страны, интересам работодателей и российского общества. На сегодняшний день законодательство ориентировано на привлечение временных трудовых мигрантов и не содержит мер, которые способствовали бы переезду на постоянное место жительство, адаптации и интеграции мигрантов. Российская Федерация взяла на себя обязательства по многим международно-правовым документам в области миграции, присоединилась к основным соглашениям ООН по правам человека. Так, 13 ноября 1992 года был принят Закон о присоединении Российской Федерации к Конвенции УВКБ ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протоколу 1967 года, касающегося статуса беженцев. Были заключены межправительственные соглашения о регулировании процессов переселения и защите прав переселенцев в рамках СНГ. Поэтапный план по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 года вскоре будет утвержден Правительством РФ. Концепция призвана активизировать процессы внутренней миграции в стране и повысить экономическую мобильность населения, значительно расширить возможности для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, отдельных категорий иностранных граждан, а также обеспечить разработку дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы.

В России назрела необходимость кардинального изменения порядка регулирования миграционных процессов


Существующий в России механизм регулирования отношений с иностранными гражданами свидетельствует о либеральном характере иммиграционной политики нашего государства. Вместе с тем формирование эффективного механизма регулирования миграционных процессов, способного обеспечить интересы всех субъектов миграционных отношений (государства, личности и общества), является важной задачей. В условиях поэтапного реформирования миграционного законодательства дальнейшее направление системы миграционного учета и одновременного регулирования правового статуса временно пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан будет определяться непосредственно тенденциями миграционных процессов в стране. Важное место в процессе формирования и развития миграционной политики занимает трудовая миграция. Целью регулирования миграционных отношений в РФ является создание благоприятных условий, способствующих реализации интересов личности, общества и государства при соблюдении прав и свобод человека для его свободного передвижения по территории России, а также урегулирование общественных отношений нормами миграционного законодательства. Совершенствование законодательного регулирования в области миграции должно идти по пути устранения коллизий правовых норм, пробелов в правовом регулировании, избытка отсылочных норм, вызывающих противоречие между нормативными правовыми актами разных уровней.

По нашему мнению, для решения многих вопросов, связанных с пребыванием иностранцев в России, осуществления ими трудовой деятельности, необходимо разработать и принять самостоятельный федеральный закон, устанавливающий основы государственного регулирования миграционных процессов, определяющий направления и виды миграции, порядок въезда/выезда из Российской Федерации и учета лиц по месту пребывания в РФ.

Контролирующим органам все чаще удается доказать обоснованность привлечения компании к ответственности


Важно отметить, что помимо ужесточения наказаний, действенным рычагом влияния в сфере соблюдения миграционного законодательства является привлечение к ответственности лиц, нарушающих требования миграционного законодательства. Так, контролирующие органы на практике все больше добиваются взыскания штрафных сумм с тех работников и работодателей, которые преступают букву закона. По сведениям начальника отдела организации иммиграционного контроля УФМС России по г. Москве Виктора Макарова, с начала 2012 года в столице проверено свыше 64 000 объектов экономической и социальной инфраструктуры города, выявлено свыше 117 000 административных правонарушений миграционного законодательства. Принято 12 315 различных мер и санкций в отношении недобросовестных работодателей, использующих труд мигрантов, в том числе наложено административных штрафов на сумму 1 млрд 169 млн руб. Взыскано 414 млн руб. Также, по данным ФМС России, на миграционный учет в текущем году было поставлено свыше 1 миллиона 195 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 5 процентов выше показателя 2011 года. Выявлено 31 835 нарушений иностранными гражданами режима пребывания, к ответственности привлечено 18 140 иностранцев. При этом выдворено с территории России 6569 человек, а 1340 иностранным гражданам сокращен срок пребывания.
Кроме того, Федеральная миграционная служба создала базу данных иностранных граждан, куда внесены паспортные данные лиц, въезд для которых в Российскую Федерацию закрыт по причинам совершения этими лицами различных административных и уголовных правонарушений. Данная информация передана в распоряжение пограничной службы РФ. Таким образом, в случае если иностранный гражданин, указанный в списке, попытается въехать в Российскую Федерацию, на пограничном контроле его виза будет аннулирована, а данное лицо будет депортировано.

Источник