+7(916)625-22-40

e-mail для работодателей: client@mir-job.ru

e-mail для соискателей: resume@mir-job.ru

Новости

Какими компетенциями должен обладать идеальный e-learning специалист

28 февраля 2014 г.

Сайт HRM в моем лице и компания Websoft решили создать цикл материалов по дистанционному обучению, e-learning, написанными самими специалистами данной предметной области. Первым таким шагом стал вебинар Дистанционное обучение. E-learning. Планы – 2014.

Сегодня мы публикуем размышления специалистов на вопрос

Какими компетенциями должен обладать идеальный e-learning специалист?

Мы предполагаем, что тема будет интересна как тем компаниям, что только планируют внедрять e-learning и задумываются о компетенциях специалиста, который будет всем этим управлять, а также тем, кто следит за развитием e-learning в России, для которого данная статья будет некоторой попыткой рефлексии профессии.

Вместе с Websoft я благодарю всех клиентов компании, кто нашел время и желание порассуждать на эту тему.

Далее даю тексты специалистов, а в конце видео рассказы про то, какими компетенциями должны обладать e-learning специалисты.

Какими компетенциями должен обладать идеальный e-learning специалист?

Дмитрий Лурье, Руководитель направления дистанционного обучения Центра оценки и развития персонала Управления мотивации и развития персонала ОАО «СОГАЗ»

Учитывая специфику e-learning я выделяю 4 основные компетенции идеального e-learning специалиста: клиентоориентированность, ориентацию на результат, критическое мышление и работу в команде.

Для меня идеальный e-learning специалист - целеустремлённый профессионал, который всегда доводит начатое до конца и достигает необходимого результата последовательно решая все возникающие перед ним трудности. При организации обучения и подготовке учебных программ специалист может уважительно взаимодействовать и говорить с заказчиками на «одном языке». По результатам обучения он собирает обратную связь и меняет подходы к дальнейшей работе. При разработке дистанционных курсов запрашивает необходимую информацию из разных источников, глубоко её анализирует, доискиваясь до сути. В процессе технической поддержки оперативно реагирует на запросы слушателей и активно включается в их решение. Он готов делиться с коллегами сведениями для решения возникающих проблем.

Данилюк Екатерина, Руководитель группы дистанционного обучения Отдела обучения персонала Управления корпоративного образования персонала ОАО "УБРиР"

Если образно и кратко, то идеальный e-learning специалист должен:

- любить людей (потому что именно для них создается учебный контент),

- быть на с компьютером на"ты",

- шагать в ногу со временем,

- любить учиться.

Если все компетенции разложить по полочкам, то такой вариант - в прилагаемом файле.

Это плод нашего коллективного труда - мы размышляли вместе с коллегами.

При этом, мы имели в виду e-learning специалиста, который работает внутри компании, как в нашем случае.

Мещерякова Татьяна, Менеджер по обучению персонала Компании Эlevel

Хотелось бы уточнить тут кое-какой вопрос. Для администратора системы СДО и для разработчика курсов, к примеру, будут совершенно разные компетенции и требования, хотя по сути, эти две должности относятся к категории e-leaning специалист.

Объединяя их под одну крышу(что очень не хочется делать) можно сказать следующее:

1) Во-первых, на мой взгляд, e-leaning специалист должен обладать системным мышлением и обладать дедуктивным складом ума.

2) Во-вторых, e-leaning специалист должен хорошо уметь планировать свою деятельность.

3) В-третьих, e-leaning специалисту неплохо было бы иметь педагогическое образование или хотя бы знания в этой области, а главное…

4) e-leaning специалист должен хотеть заниматься своим делом и верить в свой проект и в то, что он делает, как хороший педагог иногда с головой погружается в свою работу, быть отзывчивым человеком.

5) e-leaning специалист должен быть инноватором. Так как система дистанционного обучения сама по себе довольно-таки молодая и инновационная модель обучения.

Швецов Владислав, ведущий специалист группы дистанционного обучения отдела методологии компании "Связной"

Я со своей стороны приглашаю вас на вебинар Владислава Симуляторы ПО: секреты разработки

Знание общей психологии

Знание когнитивной психологии

Знание психологии восприятия

Знание психологии рекламы

Знание основ нейропсихологии

Знание основ возрастной психологии

Знание принципов обучения взрослых

Знание приницпов педагогического дизайна

Знаний приницпов организации очного и дистанционного обучения

Знание методик очного и дистанционного обучения

Знаний игровых методик, используемых в обучении

Знание основ геймификации

Умение применять методики дистанционного обучения

Умение разрабатывать и использовать инструменты для оценки ЗУН

Умение проектировать практические задания, направленные на формирование ЗУН

Умение проводить исследовательскую работу для оценки эффективности обучения

Умение анализировать большие и сложные объемы данных

Умение структурировать информацию

Умение эффективно использовать языковые средства для достижения целей обучения

Знание основ дизайна и веб-дизайна

Навыки разработки эффективных пользовательских интерефейсов

Навыки редактирования иллюстративных материалов

Знание HTML, CSS, JS

Знание основ программирования

Знание основ базы данных

Навыки HTML-верстки

Навыки использования CSS

Навыки программирования на JS

Умение мыслить системно

Высокий культурный уровень

Саенко Мария, Методист отдела обучения и развития HOFF

На мой взгляд e-learning специалист должен знать и применять в своей деятельности особенности обучения взрослых людей, хорошо разбираться в различных методах обучения, понимать их преимущества и ограничения. Обязательно владение средствами разработки.

Помимо этих знаний и навыков e-learning специалист должен иметь хорошо развитое творческое мышление и в то же время быть достаточно организованным, т.е. должен соблюдать сроки и договоренности.

Ну и, наконец, такой специалист должен иметь хорошие коммуникационные навыки, особенно навыки активного слушания.

Татьяна Фоменко, Мосэнергосбыт

Наиболее важные компетенции для e-learning специалиста:

1. Системное мышление: принимает решения, учитывая максимальное количество факторов, влияющих на ситуацию, оценивает последствия принимаемых решений для компании в целом

2. Саморазвитие: приобретает новые знания и навыки в смежных областях, предпринимает практические шаги по саморазвитию (читает специальную литературу, посещает семинары, и пр.)

3. Ответственность: работая в команде, демонстрирует стремление достичь поставленных целей и берет на себя ответственность за достижение результата, несет ответственность за собственные решения и действия

4. Инициативность: предлагает нестандартные способы решения, если оценивает их как более эффективные, инициирует использование новых подходов для решения проблем в компании

Дегтярев Денис, Ведущий специалист Отдел обучения и развития ОАО «ПРОГРЕСС»

Ваш вопрос, не смотря на кажущуюся очевидность, оказался не так уж и прост при более детальном впечатлении.

И основание для этого, прежде всего, заключается в трактовке самого понятия e-learning специалист

Оно очень широко и включает в себя достаточно много «узких» специалистов: методолог, педдизайнер, программист и т.д.

Поэтому при ответе на него я отталкивался от того, что практически все эти специальности присутствуют в 1 человеке, который является e-learning специалистом

Итак,

Все компетенции можно разделить на 2 основные группы:

Предметная область – знание методологии создания обучающих программ, знание методологии обучения, знание основ восприятия информации при различных формах обучающих процессов, навыки анализа и структурирования информации

Технологическая область – знание современных информационных технологий: дизайн (в т.ч. вебдизайн), основ программирования

На первый взгляд, вроде все… Можно детализировать.

Серебряков Александр Васильевич, Руководитель группы обучения ООО «ЛМС»,
Разработчик мультимедийных дистанционных курсов обучения "Клиника будь здоров"

- Итак иметь педагогическое образование и знание технологий обучения мыслителей Просвещения. Особо важным считаю учение Песталлоци,

- Иметь знания педагогического дизайна, это может быть эксперт, закончивший МГАХИ им. Сурикова,

- Иметь знания опыт и навыки в нескольких системах СДО и также в системах локальной разработки курсов,

- Одной из систем , в которой эксперт работал или работает, должна быть система WеbSoft, Webtutor и Course Lab,

- Знания и навыки программирования на Java script

- Знания, умения и навыки создания курсов, администрирования Web портала, опыт работы.


Стулов Андрей, Начальник отдела корпоративных программ и международных проектов Центр образовательных программ, Внешэкономбанк

Для более точного ответа на этот вопрос я заменю термин «Компетенции» более привычными: Знания, Навыки.

Далее по поводу идеального специалиста. Мне более близка модель, по которой работы в области электронного обучения подразделяются на несколько направлений: определение потребностей в обучении; разработка контента курса; создание, монтаж курса; назначение курсов и т.д. Это в свою очередь вызывает необходимость разграничения задач и как следствие - выделение взаимосвязанных функциональных обязанностей сотрудников.

Поэтому вопрос, на который я отвечаю, будет звучать так: «Какими знаниями и навыками должны обладать специалисты в области электронного дистанционного обучения?».

Администратор электронного обучения.

Администратор учебных процессов назначает учебные курсы, контролирует сроки, взаимодействует с участниками обучения по техническим и организационным вопросам, предоставляет отчетную документацию, протоколы занятий, информацию об образовательном уровне работников всем заинтересованным сторонам (вышестоящему руководству, начальникам тех, кто проходил обучение, самим участникам).

Какими знаниями и навыками должен обладать?

1. Профессиональное владение компьютером, различным программным обеспечением.

2. В совершенстве должен знать все функциональные особенности того программного обеспечения, при помощи которого осуществляется управление обучением.

3. Немаловажна «усидчивость», поскольку необходимо справляться с большим объемом информации и легко переносить монотонную работу с документами.

Архитектор курса.

Создает единую концепцию курса: описывает, из каких тем, разделов он будет состоять, что в него войдет. Архитектор, как правило, руководит всем проектом. Он устанавливает сроки, распределяет ответственность, минимизирует возможные риски. Еще одна важная задача - написание сценария курса (совместно с разработчиком контента), т.е. определение последовательности подачи материала, параллельных направлений обучения, возможных «ответвлений», когда и в каком объеме использовать проверочные вопросы.

Какими знаниями и навыками должен обладать?

1. иметь организаторские способности в области управления проектами;

2. владеть методиками обучения взрослой аудитории (если еще и хорошо разбирается в предметной области - это большой плюс);

3. знать основы функционирования, внутреннего построения системы дистанционного обучения;

4. владеть технологиями создания электронных курсов.

Специалист, который занимается разработкой дизайна курса, переносом, «заливкой» учебного материала в электронный вид с помощью соответствующего ПО (например, программы CourseLab);

Разработчик контента.

Разработчик контента (содержания курса). Должен быть экспертом в предметной области, при этом уметь доступно излагать материал. Как правило, эту роль исполняют сотрудники бизнес-подразделений.

Важно понимать, что разработчику контента не нужно быть специалистом в области обучения. Его задача - предоставить архитектору материал, который под его руководством должен быть изложен так, чтобы из него получился учебный курс.

Это конечно идеальный специалист!

Этот специалист должен знать в совершенстве банковский продукт и/или тот бизнес-процесс, о котором пойдет речь в учебном курсе и/или как работает банковская программа, и уметь на доступном языке описать все это на доступном языке. Описать таким образом, чтобы любой пользователь мог разобраться, что и как делать.

«Заливщик» контента.

В задачу данного специалиста входит правильное оформление учебных материалов, компоновка его в нужном порядке, программирование необходимого количества функций и в завершении - предоставление предварительно готовой версии курса для начала процедуры его проверки в целях работоспособности. Материал для «Заливщика» предоставляет «Архитектор».

Какими знаниями и навыками должен обладать?

1. отлично разбираться в компьютерной технике, различном программном обеспечении;

2. знать основы программирования на языках HTML, java, javascript;

3. владеть той программой, в которой производится компоновка учебного материала;

4. работать с графическими пакетами Photoshop, Photopaint и др.

5. желательно, чтобы «заливщик» контента мог творчески подходить к делу - подбирать наиболее подходящие иллюстрации к материалу, верно компоновать все объекты (текстовые, графические и др.) на слайде и т.д.

Тестировщик курса

Процесс создания электронного учебного курса очень похож по своей структуре на создание программного обеспечения. В завершении работы над курсом правильность его функционирования проверяет специалист в роли «тестировщика». Он должен проверить его функциональность, выявить возможные ошибки, неточности… Результаты своей работы он должен передать «заливщику». Для полноценной проверки курса желательно выделять наиболее квалифицированных специалистов из тех подразделений, сотрудники которых и будут в дальнейшем проходить обучение.

Руководитель направления E-Learning. А это отдельная тема, и большая статья о знаниях и навыках руководителя, которую лучше написать дополнительно.

И видео рассказы

Тихомирова Елена, генеральный директор Компании Центр eLearning

Кто такой специалист по электронному обучению?

Ключевые компетенции менеджера по дистанционному обучению

На этом видео – выступление трех спикеров – клиентов компании Websoft на выставке конференции Персонал Москва 2012 (заодно позвольте пригласить на следующую выставку 23-24 апреля 2014 года Персонал Москва 2014):

  • Александр Ларин, начальник отдела дистанционного обучения ДТЭК; (начало выступления 1:46)
  • Александр Беляшин, Начальник отдела дистанционного обучения и контроля знаний, ЗАО «Банк Русский Стандарт» (начало выступление 11:11);
  • Андрей Стулов, на тот момент Начальник Учебного Центра, Банк «Возрождение» (ОАО) (Андрея вы уже читали выше, поэтому можете сравнить с его текстом выше) (начало выступления 20:15).