+7(916)625-22-40
e-mail для работодателей: client@mir-job.ru
e-mail для соискателей: resume@mir-job.ru
Четыре модели поведения лидера
Существуют две основные модели поведения лидера (конкурентная и кооперативная), которым соответствуют различные личностные характеристики.
1. Конкурентная лидерская модель имеет филогенетические корни, поэтому особенности поведения лидера и определенные личностные черты в некоторой степени сходны с поведением и характеристиками вожака в сообществе животных. Им становится, как правило, крупный, зрелый по возрасту и агрессивный самец с повышенной сексуальностью (правда, порой и здесь бывают исключения — крупная и старая самка или самка в состоянии полового покоя); роль вожака непременно сопровождается различными привилегиями — в пище, месте нахождения в сообществе, в выборе активности и т. п. Поэтому лидер, соответствующий этой модели, демонстрирует определенные черты своей личности и социального поведения.
Основные проявления этой модели следующие:
1. Способ достижения статуса лидера, соответствующего этой модели, как правило, конкурентный (это захват власти с использованием различных средств принуждения — физического, психологического, манипулирования и пр.)
2. Обязательно наличие разнообразных привилегий у лидера (чем они больше, тем сильнее конкуренция за лидерство).
3. Модель отличается значимостью для лидера индивидных характеристик:
4. Высокие показатели «конкурентных» личностных характеристик лидера:
5. Низкие показатели «кооперативных» личностных качеств:
2. Кооперативной модели свойственны:
1. Способ достижения статуса лидера — без принудительного захвата власти. Это добровольный выбор членов группы; борьба за лидерство не ведется, лидером становится наиболее пригодный для выполнения групповой задачи член группы.
2. Выполнение лидерской роли не приносит претенденту никаких материальных или иных привилегий, а сулит ему лишь психологические преимущества — в виде уважения и любви окружающих.
3. Незначимость для лидера индивидных характеристик (пола, возраста, сексуальной привлекательности — иначе говоря, лидером может быть и мужчина, и женщина, и молодой, и пожилой, и зрелого возраста, и не обязательно сексуально привлекательный).
4. Высокие показатели «кооперативных» личностных характеристик лидера:
5. Низкие показатели «конкурентных» личностных характеристик лидера:
3. Маскулинная и фемининная модели являются разновидностями конкурентной модели.
Маскулинная лидерская модель:
1. Подчинена принципу долженствования — поэтому претендент на лидерскую роль непременно борется за нее практически в любой ситуации, даже если не обладает соответствующими характеристиками для успешного исполнения этой роли.
2. В присутствии женщин конкуренция мужчин за лидерство обостряется: статус лидера повышает его сексуальную привлекательность, которая повышает его шансы стать лидером.
3. Лидер непременно имеет ряд привилегий, материальных и нематериальных.
4. Имеют важное значение индивидные характеристики:
5. Высокие показатели:
Фемининная лидерская модель — другая разновидность конкурентной модели:
1. Подчинена принципу комплиментарности, дополнительности, вакуума. Лидерская роль принимается только при условии наличия вакуума лидерства, когда нет претендента, «пригодного» для лидерской роли, т. е. обладающего маскулинными чертами и отвечающего характеристикам маскулинной модели. Как правило, женщины — претенденты на лидерство — испытывают страх, что выполнение ими этой роли уменьшит их сексуальную привлекательность или даже приведет их к утере своей гендерной идентичности — женственности.
2. Важны индивидные характеристики:
3. Высокие показатели фемининности и подчиненности (при сочетании с низкой доминантностью).
4. Низкие показатели конкурентности, агрессивности и сексуальности.
Таблица 1. Характеристики моделей
Модель
Характеристики
Конкурентная
Значимость индивидных характеристик (возраста, сексуальности, маскулинности и фемининности), высокие показатели конкурентности, доминантности, агрессивности, эгоцентризма, мотивации власти и достижения, макиавеллизма, деловой успешности, эмоциональной устойчивости и уверенности в себе, стереотипность взглядов на женское и мужское лидерство, наличие конкурентной среды в детстве и низкие значения показателей кооперативной модели
Кооперативная
Высокие значения кооперативности, мотивации, аффилиации, экстраверсии, лидерского потенциала, социального интеллекта, социоэмоциональной успешности, благополучие в личной жизни, а также эгалитарность взглядов на женское и мужское лидерство, наличие кооперативной среды в детстве и низкие показатели конкурентной модели
Маскулинная
Высокие значения возраста, сексуальных характеристик, доминантности, агрессивности, конкурентности
Фемининная
Низкие показатели возраста, сексуальных характеристик, доминантности, агрессивности, конкурентности, а также неодобрение окружающими лидерства испытуемого